Иначе быть не могло: если даже критики на «Золотом глобусе» осыпали призами ностальгический и оригинальный мюзикл Дэмиена Шазелла «Ла-Ла Ленд», то академики и подавно должны были пасть жертвами его бронебойного обаяния. 14 номинаций, такого за весь XXI век пока не случалось. Столько до сих пор было только у «Все о Еве» и «Титаника», двух важнейших вех голливудского кино. В том числе мюзикл Шазелла заслужил курьезные две номинации в категории «Лучшая песня» (к уже навязшей в зубах «City of Stars» добавилась программная «Audition»), но в остальном все крайне серьезно: сценарий, режиссура, актеры, операторская работа, звук, монтаж, костюмы… В общем, теперь даже если «Ла-Ла Ленд» каким-то чудом не будет награжден как лучший фильм года, он все равно неизбежно войдет в историю.
Его главными конкурентами выглядят две картины: научно-фантастическое «Прибытие» Дени Вильнева и драма «Лунный свет» Барри Дженкинса о жизни афроамериканца-гея. У них по восемь номинаций (то есть разрыв с лидером в любом случае колоссальный). У первой картины, при всей ее солидной репутации, нет шансов превзойти «Гравитацию», «Интерстеллар» или «Марсианина» — то есть быть признанной чем-то более значительным, чем яркий жанровый эксперимент. Таким образом, единственный реальный конкурент «Ла-Ла Ленда» — «Лунный свет». Причем его маловероятная победа моментально будет воспринята как уступка политкорректности и запоздалая реакция академиков на прошлогодний скандал.
Следующими по порядку с совсем уже невероятными шансами на победу в главной категории следуют «По соображениям совести» Мела Гибсона, «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана и «Лев» Гарта Дэвиса с шестью номинациями у каждого, причем Дэвис даже не получил режиссерской. Здесь интереснее всего, пожалуй, реабилитация Гибсона, давнего любимца «Оскара», который на десять лет оказался фактически персоной нон грата в Голливуде, а теперь вернулся благодаря мощной работе и прозорливо выбранному герою — воину-пацифисту. Кстати, за эту роль Эндрю Гарфилд получил актерскую номинацию.
Вообще, расклад с артистами выглядит чуть менее предсказуемым. Например, в списки попала Изабель Юппер из парадоксальной ленты Пола Верхувена «Она» (ни фильма, ни Верхувена в номинациях нет), уже получившая за эту работу «Золотой глобус». Рядом с ней — Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»), аутсайдер Рут Негга (драма «Лавинг»), считавшаяся до сих пор фавориткой Натали Портман («Джеки») и обязательная Мерил Стрип за роль певицы без слуха в комедии «Флоренс Фостер Дженкинс». С мужскими ролями чуть-чуть проще, там есть Кейси Аффлек («Манчестер у моря»), но Вигго Мортенсен («Капитан Фантастик»), Райан Гослинг («Ла-Ла Ленд») или тот же Гарфилд могут не позволить его триумфу состояться. Дензел Вашингтон («Ограды»), очевидно, выполняет ту же функцию, что Стрип среди женщин. Среди актеров второго плана главная неожиданность — явление Майкла Шеннона, чья номинация за «Под покровом ночи» стала единственной для этой картины. Но шок номер один — отсутствие Эми Адамс в каком-либо из списков, да и Тома Хэнкса, чья роль в «Чуде на Гудзоне» казалась очевидно оскаровским материалом.
Академия не оценила остроумия братьев Коэн (у «Да здравствует Цезарь!» номинация только за художника-постановщика), как и монументальных усилий Мартина Скорсезе: за «Молчание» номинирован лишь оператор Родриго Прието (в самом деле, ошеломляющая работа). И неожиданно выдвинула за лучший сценарий грека Йоргоса Лантимоса, чей причудливый «Лобстер» смотрится среди других фильмов списка довольно странно.
Самой же нестандартной выглядит номинация «Лучший полнометражный мультфильм». Кроме двух диснеевских блокбастеров, «Зверополиса» и «Моаны» (один из них, вероятно, победит), там два мрачнейших анимационных фильма о сиротстве — «Моя жизнь как цукини» и «Кубо. Легенда о самурае», а также экспериментальная «Красная черепаха» голландца Михаэля Дюдока де Вита, спродюсированная японской студией Ghibli.
В число претендентов на приз за лучший фильм на иностранном языке «Рай» Андрея Кончаловского в итоге не попал. Возможно, академики вспомнили, что два раза подряд восточноевропейские драмы о войне и холокосте уже получали свои статуэтки («Ида» Павла Павликовского в позапрошлом году, «Сын Саула» в прошлом). Русская картина уступила лентам из Дании, Швеции, Ирана, Австралии и Германии. Потенциальными победителями пока кажутся «Коммивояжер» Асгара Фархади, чей «Развод Надера и Симин» уже получал «Оскара», и фаворит европейских критиков «Тони Эрдманн» Марен Аде. Обе ленты скоро выйдут и в России.